СОВЕТЫ
УЧАСТНИКАМ ОГЭ
В экзаменационную пору всегда
присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная
реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески
полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают
умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую
оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую
очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование
адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить
силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку
правильную помощь.
Экзамены - лишь одно из жизненных
испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию
слишком высокую важность, чтобы не увеличивать
волнение.
При правильном подходе экзамены могут
служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель,
которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения
не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно,
что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех,
добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в
школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены
на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно
сдадите экзамен.
Некоторые
полезные приемы
Перед началом работы нужно
сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность
гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с
правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене.
Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий,
рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует
достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время.
Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой.
Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не
бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать
переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные
перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется
много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду,
зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы
родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При
усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации
по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во
времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9
часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20
минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать
ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если
воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту
лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в
долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее,
постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой
способ обеспечит запоминание надолго.
СОВЕТЫ
РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают
ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но
взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя
в руки.
Поведение
родителей
В экзаменационную пору основная
задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка
и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное –
спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным
волнением.
Не запугивайте ребенка, не
напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не
повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок
преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания
выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать
на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать
из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена,
часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая),
и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем
ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения
очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше
растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную
стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно
индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень
активные, есть аудиалы, кинестетики,
тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно
в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное
участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой
стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения
использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на
успех!
Одна из главных причин
предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами
проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет
разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых
заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями
приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки
по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное
место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима
дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и
т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не
толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка.
Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15
минут.
Накануне экзамена ребенок должен
отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую
деятельность…
Материалы подготовлены на основе книг
Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А.,
Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими
психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.