СОВЕТЫ УЧАСТНИКАМ ЕГЭ
В
экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при
этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие
эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на
работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее
эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого
является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно
формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно
распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему
ребенку правильную помощь.
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
ЕГЭ - лишь одно
из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте
событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном
подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением
личностной самооценки.
Заранее
поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть
совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши
личные.
Не стоит бояться
ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные
на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать
неудач.
Будьте уверены:
каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на
основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите
экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом
работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная
сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное
ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на
экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах
заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно
ознакомиться заранее.
Подготовка к
экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно
все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься
однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на
двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби,
чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать
10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной
работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или
минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в
разделе "Советы родителям" (см. ниже).
Соблюдайте режим
сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на
час.
Рекомендации по заучиванию
материала
Главное -
распределение повторений во времени.
Повторять
рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно
повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом
повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет
эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту.
Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение
2-3 минут.
Чтобы перевести
информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое
и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями.
Такой способ обеспечит запоминание надолго.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша
поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую
родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее,
чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением,
взяв себя в руки.
Поведение родителей
В
экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные
условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка,
реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно
справиться с собственным волнением.
Не запугивайте
ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих
экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры,
которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно
скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем
не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать
ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем
переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от
результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он
(она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в
успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде
похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы
лучше растут".
Организация занятий
Очень важно
разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во
время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети
разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы,
кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью
или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии
родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать
свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при
необходимости доработать его), развить умения использовать собственные
интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных
причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности.
Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями
экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в
решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе
работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его
распределять.
Помогите распределить
темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам
(её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").
Обеспечьте
своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там
заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об
организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба,
творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту
пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте
перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать
перерывы на 10-15 минут.
Накануне
экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед
экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто
глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы
подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство
памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый
день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также
собственного родительского опыта.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРО
ЕГЭ
Выпускники с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также
могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии
с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего
образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013
№1400).
Кто относится к выпускникам с
ограниченными возможностями здоровья
Согласно
Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности
здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации
(ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную
(окружную) ПМПК.
После получения
соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы
государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком
формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой
обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной
итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять
Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет
наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Напоминаем, что
заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не
позднее 1 февраля текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего
ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов,
необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
Не откладывайте
обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников
с ограниченными возможностями здоровья
Государственная
итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными
возможностями здоровья.
Это означает,
что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника
ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость
аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие
ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.
Подробная
информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов
содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора
Особенности
проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственный
выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации,
в которой обучался выпускник.
На основании
заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями)
образовательная организация может организовать проведение государственного
выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на
дому.
При проведении государственного выпускного экзамена
для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены:
увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа;
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными
возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их
индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее
место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность
использования необходимых технических средств.
В
продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы
для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с
ограниченными возможностями здоровья.
Поступление в вуз выпускников с
ограниченными возможностями здоровья
При поступлении
в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления
предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа,
подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом,
заключение ПМПК необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.
Выпускник с
ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на
общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ
поступает или не поступает в ВУЗ.
Выпускник с
ограниченными возможностями здоровья, который выбрал государственную итоговую
аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов
ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации
сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом
самостоятельно.
Обращаем Ваше
внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от
государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при
поступлении в ВУЗ!